Теплый асфальтобетон возвращается в дорожное строительство

Популярное

Почему депутат Хованская называет фонд капремонта пирамидой

Дорога в обход Украины: любой ценой, и даже без проекта

В какую сторону движется рынок опалубки

ЦКАД: почему строительство дороги стоимостью в сотни миллиардов нельзя останавливать

Кто плодит новостройки-невидимки и загнал в подполье БТИ

Поговорка о том, что новое — это хорошо забытое старое, наглядно подтверждают современные технологии дорожного строительства, которые предлагается заимствовать за рубежом. Достаточно углубиться в корни вопроса и оказывается, что многие заграничные инновации были хорошо знакомы российским дорожникам и применялись еще в 60-е годы прошлого века. Так случилось и с теплыми асфальтобетонными смесями, которые в последние годы приобретают все большую популярность как в России, так и во всем мире.



Конечно, возрождение «хорошо забытого старого» происходит на новом уровне, с учетом технического прогресса. Казалось бы, при существующих международных связях, развитых экономических контактах и свободе обмена информацией можно просто закупать имеющееся материалы, машины, оборудование и технологии, и применять их в работе. Но не тут-то было. Препятствием для внедрения инноваций становится отсутствие действующей нормативной базы.


Чтобы ее положения соответствовали реальной обстановке и отражали все особенности применения новых технологий, необходимы серьезные научные исследования, испытания и главным образом многолетние наблюдения за результатами работы предлагаемых новинок. К сожалению, сейчас научные базы развалены прошедшей перестройкой, а работа Федерального дорожного агентства по созданию испытательных полигонов находится в начальной стадии.


Поэтому, в сложившихся условиях разработать соответствующие документы можно только опираясь на практику работы подрядчиков, которые порой на свой страх и риск используют технические новшества, заимствованные за рубежом или разработанные собственными силами. Чтобы ускорить внедрение и сделать законным применение новой технологии есть несколько вариантов. Один из них — разработка стандартов саморегулируемой организации. СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» уже несколько лет ведет такую работу, помогая закрепить в стандартах инновационные технологии выполнения строительных работ с учетом современных строительных материалов и конструкций, а также с применением современных средств контроля качества работ.



Разработка стандартов осуществляется в соответствии с Программой стандартизации Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), в которой определены основные темы нормативных документов. Но периодически возникает потребность в применении тех или иных способов работы или материалов, не учтенных Программой. В этом случае разработка стандартов ведется на основе предложений предприятий Партнерства и последующего согласования с Национальным объединением строителей. По каждому поступившему предложению производится тщательный сбор информации о применении технологии, по которой предстоит разработать стандарт. Для более полного получения сведений идет интенсивный обмен опытом, как с выездами на места производства работ, так и в ходе проведения ознакомительных семинаров. В настоящее время прорабатывается возможность разработки стандарта на устройство асфальтобетонных покрытий из теплых асфальтобетонных смесей. Для обобщения отечественного и зарубежного опыта работы по этой технологии СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» и Ассоциация дорожников Москвы провели совместный семинар «Опыт применения теплых асфальтобетонных смесей в дорожном строительстве». В числе участников были руководители и представители подрядных организаций со всей России.



О современных подходах к производству и применению теплых асфальтобетонных смесей участникам семинара рассказал доктор технических наук, профессор МАДИ Юрий Васильев. Опыт работы и специализированную технику, необходимую для качественного применения предлагаемой технологии, представили специалисты ООО «ФАЙАТ БОМАГРУС» во главе с директором Дмитрием Карелиным.


На семинаре отмечалось, что в Европе и Америке теплые асфальтобетонные смеси в дорожном строительстве используются широко, а вот в России распространению технологии препятствует отсутствие нормативной базы, научных наблюдений и обобщения имеющегося опыта работы.



Многие участники семинара говорили о том, что сама технология приготовления теплых асфальтобетонных смесей им хорошо знакома еще с 60-х годов прошлого века. Более того, с 1984 по 2009 год в Российской Федерации действовал ГОСТ на асфальтобетонные смеси. Там определялось, что к горячим относятся смеси, приготовляемые с использованием вязких битумов и применяемые непосредственно после приготовления с температурой не ниже 120 °С. Холодными считались смеси, приготовляемые с использованием жидких битумов, допускаемые к длительному хранению и применяемые с температурой не ниже 5 °С. А к теплым ГОСТ относил смеси, приготовляемые с использованием как вязких, так и жидких битумов и применяемые непосредственно после приготовления с температурой не ниже 70 °С.


В современном мире к теплым асфальтобетонным смесям причисляют смеси с температурой 90-120 °С. Одним из способов их приготовления, как и раньше, остается технология вспенивания битума, правда на новом техническом уровне. Другой способ развился и предоставил расширенные возможности для применения такой смеси в связи с появлением новых химических твердых и жидких добавок.


По статистике в 78% для приготовления теплых смесей используется непосредственно вспенивание битума холодной водой. Причем существует несколько вариантов. Первый представляет собой двухступенчатое дозирование, когда сначала в смесь добавляется жидкий битум и перемешивается, затем подаётся вязкий битум, вспененный водой при температуре 150-160 °С.В этом случае необходима установка соответствующего оборудования и применение двух видов битума.



Второй вариант заключается в пятиступенчатом дозировании. Суть в том, что вначале подаётся инертный материал, нагретый до 120°Сбез мелкой фракции и горячий битум, затем подаётся мокрый песок. Вода в песке соприкасается с горячим битумом и он вспенивается. Происходит выравнивание температуры до 80 °С. И песок обволакивается более эффективно.


Третий вариант технологии, предложенный разработчиками фирмы FAYAT, связан с применением современных технических средств для дозирования. Для приготовления теплых смесей в битумопровод асфальтобетонного завода врезается вспенивающая рампа и присоединяется устройство для подачи холодной воды. При этом требуется отдельная система управления, которая очень точно дозирует воду, подавая ее при давлении в 70 бар.


Способ приготовления теплых асфальтобетонных смесей с помощью химических добавок технически менее сложен, но связан с дополнительными затратами на приобретение соответствующих материалов. Жидкие добавки вводятся в битум при приготовлении асфальтобетонной смеси в количестве 0,2-0,5% от всего объёма смеси и позволяют выпускать смеси при температуре 125-130°С, а укладку вести при 90-110 °С. Твердые добавки (например, зеолит—гидрат силиката алюминия) подаются в смесь в виде гранул в количестве 0,3% от объёма смеси. Гранулы абсорбируют в себя воду (до 20%), а высвобождается вода при нагреве смеси до 80 °С. Затем уже в смесителе происходит спонтанное вспенивание битума.



Преимуществ у применения теплых асфальтобетонных смесей немало. Как показывает опыт работы, затраты на установку дополнительного оборудования или на приобретение соответствующих добавок компенсируются за счет снижения затрат на производство смесей, связанных с уменьшением температуры нагрева каменных материалов, облегчением процессов перевозки, укладки и уплотнения смесей, в уменьшении вредных выбросов, которые влияют не только на окружающую среду, но и на здоровье рабочих.


По данным из зарубежных источников, технологические решения, позволяющие снижать температуру приготовления смесей, могут применяться в производстве щебеночно-мастичных, резинобитумных и других асфальтобетонов. В ходе семинара, проведенного СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» и Ассоциацией дорожников Москвы, приводились данные практических наблюдений. Так, при уменьшении температуры смеси на 30 градусов по сравнению с традиционной, при 5% влажности инертных материалов и температуре нагрева до 160°Сэнергоэкономиясоставляет14%. При идеальных условиях(сухие материалы и снижение температуры на 50°С) экономия может доходить до 30%.В фактических цифрах она будет составлять в среднем порядка 50 рублей на тонну смеси, в зависимости от вида применяемого топлива.


Следующим преимуществом применения теплых асфальтобетонных смесей становится увеличение производительности АБЗ. При сравнении этого показателя в классическом варианте с 5% влажностью инертных материалов и нагревом смеси до 150°С, с вариантом, в котором температура приготавливаемой смеси на 30 градусов ниже, прирост производительности АБЗ ориентировочно составляет 9%.



Еще одним немаловажным качеством становится экологичность технологии. При нагреве битум выделяет летучие органические соединения, которые влияют на окружающую среду и условия работы. При уменьшении температуры приготавливаемой смеси снижается выброс вредных веществ, и соответственно, меньше становятся затраты на экологию.


Обменявшись данными о собственных наработках в применении теплых асфальтобетонных смесей в дорожном строительстве, участники семинара констатировали, что для широкого применения теплых асфальтобетонных смесей в России нужен нормативный документ на асфальтобетонные смеси. Он сделает возможным дальнейшее успешное применение современной технологии устройства асфальтобетонных покрытий из теплых асфальтобетонных смесей.


Анатолий ХВОИНСКИЙ,
председатель Комитета по регламенту Национального объединения строителей,
заместитель генерального директора СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ»


Фото СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» и с сайа wikimedia.org

Комментарии запрещены.