Как в Уляпе вышел ляп, или как чиновники охраняют тайну недостроенной дороги

Популярное

Николай Кошман: Из рекордных 83 млн кв. м жилья «нарисовали» не меньше четверти

Закомплексованный комплекс защитных сооружений г. Санкт-Петербурга

Жилищное строительство: тревожные цифры первого полугодия

Возведение 170-метрового моста через реку Лаба и автодороги Уляп – Тенгинская протяженностью 4,4 километра в Республике Адыгея начали в ноябре 2008 года.Когда строительство было завершено, выяснилось: к строительству участка от моста до станицы Тенгинская (его протяженность — 1,8 километра) на территории Краснодарского края никто и не думал приступать. Мост на дороге, ведущей от аула Уляп в Краснодарский край, уперся в дремучий лес.

Подарок родному аулу

Решение о строительстве «моста дружбы» принимал лично президент республики Аслан Тхакушинов. В прошлом году на праздновании 150-летия своего родового гнезда — аула Уляпа — Аслан Китович так обосновал необходимость строительства: «Мы в детстве часто переплывали Лабу, чтобы попасть в станицу Тенгинскую, где жили наши друзья. Станичников и аульчан давно связывает искренняя дружба. Сегодня мы решили соединить берега Лабы еще тесней, построив автодорогу Уляп — Тенгинская и мост через Лабу».

Хотя строительство завершено, доехать до станицы Тенгинская из аула Уляп на автомобиле по-прежнему невозможно. Добравшись до леса пешком или на машине, местные жители либо идут за грибами и ягодами, либо отправляются на рыбалку.

По требованию депутатов Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея недостроенным объектом заинтересовалась прокуратура. В ходе проверки выяснилось, что постройка моста должна была быть согласована с двумя субъектами — Адыгеей и Краснодарским краем. При обоюдной заинтересованности должны быть сделаны подъездные пути с обеих сторон. Но руководство Краснодарского края об этом не было оповещено. Поэтому дороги от моста к населенному пункту со стороны Кубани нет. Были выявлены и финансовые нарушения на общую сумму 218 тысяч 240 рублей, которые допустило Государственное управление автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор», занимавшееся постройкой дороги и моста.

Хотели перераспределить потоки…

Зашумели средства массовой информации. Заслуженный строитель Адыгеи и Кубани, почетный дорожник России Рашид Мугу заявил: «Я возражал против строительства этого моста, предлагал альтернативные участки. Была дорога Адыгейск — Бжедугхабль, на участке Краснодар — Майкоп, где сильнейшая аварийность и другие дороги. Но было решено строить мост».

И все-таки благодаря настойчивости главы автодорогу Уляп- Тенгинская и мост через Лабу включили в федеральную программу модернизации транспортной системы России. На строительство дороги и моста из федерального и регионального бюджета было выделено около 600 миллионов рублей.

Глава Адыгеи Аслан Тхакушинов на расширенном заседании кабинета министров лично ответил на нападки журналистов и депутатов парламента.

«Строительство новой дорожной артерии Уляп — Тенгинская велось для перераспределения транспортных потоков и снижения нагрузок на мосты вблизи города Усть-Лабинска и станицы Некрасовской», — объяснил он.

Он заявил, что все действия адыгейских властей были законными, более того, Адыгея получила благодарность за своевременное и успешное завершение первой очереди строительства дороги Уляп — Тенгинская. И особо подчеркнул, что Адыгея строго следит за расходом бюджетных средств, а сотрудники Счетной палаты РФ после прокурорской проверки не смогли найти никаких серьезных нарушений. Более того, Адыгею постоянно приводят в пример другим субъектам РФ.

А заместитель министрастроительства, транспорта и дорожного хозяйства Николай Янушкевич заявил: «В 2008 году было заключено двустороннее соглашение с властью Краснодарского края по строительству этого участка трассы. Проект разработан краснодарской компанией «Югпроект», технико-экономическое обоснование утверждено обеими сторонами участников строительства».


Так выглядит дорога Уляп — Тенгинская и мост через реку Лаба со спутника. Фото: Яндекс-карты

И рассказал, что необходимость в строительстве дороги Уляп — Тенгинская и моста через реку Лаба, в частности, очевидна. Благодаря им упростилось сообщение между Красногвардейским и Шовгеновским районами Адыгеи с Усть-Лабинским и Тбилисским районами Краснодарского края. Более того, после полного завершения строительства дорога из Адыгеи к Ростову-на-Дону станет короче на 100 километров. А самое главное, что перераспределение транспортного потока разгрузит старый Некрасовский мост, находящийся в аварийном состоянии.

Были обнародованы протоколы совещаний дорожников Адыгеи и Краснодарского края, подтверждающие согласованность в действиях двух субъектов. Участникам совещания сообщили, что проектно-сметная документация кубанского участка в 1,8 километров якобы уже внесена в Управление автомобильных дорог Краснодарского края.

Но депутат Госсовета-Хасэ Адыгеи и профессор кафедры экономики Адыгейского государственного университета Мухарбий Тхаркахов, который весной этого года впервые официально назвал дорогу «Уляп — Тенгинская» «очередным закапыванием денег в землю», посчитал объяснения властей обманом.

«За эти деньги можно было бы заасфальтировать весь Майкоп, — заявил народный избранник и добавил: – Я, как депутат парламента, раз уж этот мост так нужен, предполагаю разбить там палатки для рыбалки и посередине поставить палатку для главы республики. Пускай сидит — рыбу ловит».

Деньги были. На бумаге…

В конце сентября в Адыгею приехал руководитель Росавтодора Анатолий Чабунин. Обсуждались проблемы развития дорог Адыгеи. Отдельной темой для разговора стала автодорога Уляп-Тенгинская, на завершение строительства которой требуются еще 400 миллионов рублей. Анатолий Чабунин заверил Аслана Тхакушинова, что все заявки региона будут рассмотрены в федеральном агентстве и профильном министерстве.

Спустя месяц мы попробовали выяснить, как решается этот вопрос в Федеральном дорожном агентстве Министерства транспорта РФ (Росавтодор). Ответ отказавшегося представиться сотрудника пресс-службы был совершенно неожиданным: «Никаких комментариев по этому вопросу не будет! Эта дорога не федеральная».

Заявление тем более удивительное, что государственным заказчиком подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы модернизации транспортной системы России является Федеральное дорожное агентство.

Начальник отдела оперативной информации (пресс-службы)администрации Краснодарского края Владимир Пригода заверил, что деньги на строительство автодороги Уляп – Тенгинская в Краснодарский край не поступали, хотя Адыгея действительно получила необходимые средства по какой-то целевой программе. А в пресс-службе главы Республики Адыгея заверили, что не в курсе данной ситуации.Словом, чиновники охраняют тайну недостроенной дороги с неменьшей доблестью, чем государственные секреты.

Хотя то, что за всей этой историей стоит халатность столичных чиновников, – секрет Полишинеля. Видимо, выделив необходимые средства одной Адыгее, работники Росавтодора «забыли», что строительство моста ведущего на лесную опушку, – полнейшая нелепица.

Между прочим, на карачаевском языке слово «лаба» означает «колокольчик», а в смысловом значении переводится как «звенящая». Монета, скорее всего. Кто вступил в сговор с духом леса, Лешим, чтобы в его мошне зазвенела звонкая монета, мы можем только догадываться.

Виктор КРУГЛЯКОВ
Обозреватель журнала «Строительство.RU»

На снимке (в начале статьи):
Президент Республики Адыгея Аслан Китович Тхакушинов
Фото: yuga.ru

Комментарии запрещены.