Старые вагоны надо сделать неконкурентоспособными

В случае отмены субсидий на инновационный подвижной состав использование старых вагонов на сети РЖД надо сделать неконкурентоспособным, предложил первый заместитель генерального директора НПК «ОВК» Алексей Соколов на симпозиуме «Инновационный железнодорожный транспорт: критерии новых технических, технологических и логистических решений». 

По его словам, сейчас применяются два вида субсидий. Первая – в рамках программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории России на основе проектного финансирования (согласно постановлению правительства РФ № 1044 от 11.10.2014 г.). Вторая – субсидии на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении скидки на приобретение инновационных вагонов с повышенной осевой нагрузкой, а также на возмещение части затрат российским организациям на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на покупку такого подвижного состава (постановление правительства РФ № 1223 от 19.11.2014 г.).

Кроме того, ОАО «РЖД» предусмотрена дифференциация тарифа для вагонов нового поколения и обычного подвижного состава, создающего повышенные затраты владельца инфраструктуры на его эксплуатацию. Это правило закреплено в СТО «Вагоны грузовые инновационные. Правила оценки экономической эффективности».

«Ряд операторов выдвинули идею отменить бюджетные субсидии, призванные стимулировать выпуск инновационного подвижного состава на заводах. Однако надо иметь в виду, что в условиях кризиса минимальная ставка для вагонов нового поколения оказывается существенно выше аналогичного показателя для старых вагонов, прошедших модернизацию», – отметил А. Соколов. По его мнению, это происходит, в частности, из-за высокой стоимости инвестиций. Ведь сегодня высокая учетная ставка Центробанка заставляет банки выдавать ссуды под очень высокие проценты, что удорожает лизинговые схемы. Поэтому, как считает А. Соколов, необходимо каким-то способом удерживать ставки аренды в «инновационном коридоре».

«Если это нельзя делать за счет бюджетных субсидий, то следует реанимировать рыночные механизмы конкуренции старого и нового поколения», – сказал А. Соколов.

Иными словами, предлагается ввести компенсацию за счет собственников «плохих» вагонов (т.е. старых и приводящих к преждевременному износу железнодорожной инфраструктуры) выпадающих доходов других участников рынка от простоев поездов под отцепками такого подвижного состава.

Кроме того, как полагает А. Соколов, должна быть компенсация собственниками вагонов I поколения (т.е. выпуска до 1988 г.) недополученных доходов государства в условиях дефицита пропускной способности основных магистралей. Это означает своего рода обязательный сбор для тех, кто не хочет списывать морально устаревший подвижной состав.

И наконец, А. Соколов выступает за обязательную оценку соответствия вагонов после плановых видов ремонта требованиям безопасности (т.е. за национальный технический регламент «О безопасной эксплуатации грузовых вагонов»).

«Подобные меры должны усложнить использование старых вагонов, которые не создают добавленной ценности (бюджетной эффективности) для государства, и тем самым стимулировать выбытие морально устаревшего подвижного состава из оборота», — уточнил А. Соколов. Это должно привести к сокращению профицита парка, что позволит эффективнее управлять движением на сети РЖД.

Александр Солнцев

Комментарии запрещены.