Шелковый путь уходит на юг

Недавно китайское информационное агентство Чайна Дэйли (China Daily) опубликовало статью, где рассказывается о намерении Поднебесной построить новую высокоскоростную железную дорогу, соединяющую Китай с Ираном и далее — с Европой.

В принципе, сама новость не представляет большого интереса — Китай известен своими проектами высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ), — которые реализуются в том числе и в России. Но есть пара любопытных фактов. Во-первых, ВСМ, о которой идет речь, предполагает строительство пути с "европейской" колеей (1435 мм) на всем протяжении дороги. Фактически это означает, что данная дорога станет путем из Китая в Западную Европу, т.е. тем самым знаменитым "Шелковым путем". Одновременно создание такой ВСМ обеспечит поток людей и грузов в обход России и поставит под вопрос использование широко разрекламированной ВСМ "Москва — Пекин" как аналога "Великого шелкового пути", т.к. вся эта магистраль планируется со стандартной российской колеей — 1520 мм, что потребует обязательного "переключения" колес на границе с Европой, а это и временные затраты, и технические сложности. Плюс, дорога Москва — Пекин появится в отдаленной перспективе, еще не начато строительство даже первого этапа этой дороги — ВСМ "Москва — Казань". Другое дело дорога из Китая через Среднюю Азию. ЕСТП Блог неоднократно отмечал, что железнодорожное строительство в среднеазиатских странах и республиках Закавказья сегодня продолжается высокими темпами, а поезда из Китая могут достичь Грузии и Ирана. И это второе обстоятельство, на которое следует обратить пристальное внимание. Можно сказать, что уже сейчас ВСМ "Пекин — Тегеран" находится в состоянии большей готовности, чем ВСМ "Москва — Пекин".

По данным Чайна Дэйли, в рамках создания ВСМ "Пекин — Тегеран" будут построены участки между китайскими городами Урумчи (столица Синцзян-Уйгурского района) и Инином (на границе с Казахстаном), далее от Инина дорога пойдет к бывшей казахской столице Алматы, потом в столицу Кыргызстана Бишкек, оттуда в узбекские города Ташкент и Самарканд, затем в Ашхабад (Туркмения) и оттуда в столицу Ирана — Тегеран.

Стоит отметить, что железнодорожные коридоры между Казахстаном, Узбекистаном, Туркменией и Ираном сегодня или уже созданы, или строятся. А Иран имеет развитую сеть железных дорог, как и соседняя с ним Турция. При этом санкции с Ирана были сняты, что увеличивает перспективы поставок продукции из Китая через его территорию.

Комментарии запрещены.