Проблемное жилье снова интерес

Влaсти снoвa oбeщaют рeшить прoблeмы грaждaн, влoжившиx свoи сбeрeжeния в «пирaмиды стрoитeльствo». Нa слeдующий дeнь в Вeрxoвный Сoвeт пoявился зaкoнoпрoeкт № 6033 «O зaщитe прaв инвeстoрoв жилья и урeгулирoвaния oбязaтeльств в oтнoшeнии дoлгoстрoeв».

Дoп. инфoрмaция

Aвтoры дoкумeнтa — нaрoдныe дeпутaты Пaвлa Дeнисeнкo (внeфрaкциoнный), Сeргeй Фaeрмaрк («Нaрoдный фрoнт»), Aлeнa Бaбaк («Самопомощь») — придумали немало новшеств, которые, по их мнению, должны помочь несчастным покупатели проблемных квартир.
Тем не менее, эксперты, проанализировавшие проект закона, нашли в нем много «ловушек», которые могут стать обычные граждане других расходов. Кто из новый режим, так это разработчики, готовы встать на завершение замороженных объектов. Они предлагают целый список преимуществ.
На самом деле закон, прописывающий, что делать с долгостроями и как оставить людей, купивших там квартиры, без денег и жилья, в Украине явно нуждается, — говорит директор агентства «Евро-rating» Григорий Перерва. Стоит вспомнить печально известной стройки Войцеховского, большинство из них переведены в состояние долгостроев. По оценочным данным, жертвами квартирной аферы стали около 10 тысяч граждан.
«Сейчас в Киеве долгостроями можно считать не менее чем в 40 ЖК. На Украине, как минимум, 200-300», — рассказал UBR Перерва.
Эксперты вторят и авторы законопроекта. В пояснительной записке указывают на то, что проблема долгостроев в Украине стоит как никогда остро. Немало домов, заявленные сроки ввода в эксплуатацию которых истекли несколько лет назад, заморожен. И несовершенство отечественного законодательства, не позволяет покупателю квартиры, ни вернуть деньги, ни место, право на жилье.
В 2008 году парламент попытался решить эту проблему тем, что закон «О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства», но это так и не дало ожидаемого эффекта, что доказывает дальнейшее увеличение списка замороженных объектов.
По мнению депутатов, более эффективной обещает показать, что их режим. Ее суть заключается в следующем: местные власти по собственной инициативе смогут создавать рабочие группы и добавлять к ним домой статус долгостроев. Далее возможно несколько сценариев: разработчик даст время на доведение объекта до ума, права на дом, они получают жилье и строительство кооперативу, созданному собственниками квартир, долгострой продадут на аукционе (если ЖСК не будет создано).
На самом деле, все эти варианты региональные чиновники рассматривают и сейчас, пытаясь пристроить проблемные дома.
Но, как показывает практика, что же жилищно-строительных кооперативов, не очень популярны среди обманутых покупателей. Потому что почти всегда застройщик исчезнет вместе с деньгами граждан, и чтобы завершить дом, они должны будут платить, и часто много.
Лишние деньги есть далеко не у всех, что создает новые проблемы: войны начинаются внутри самого кооператива, между более богатыми и «бедными» соседями. И кардинально изменить эту ситуацию новый закон вряд ли.
Совсем другое дело с «приглашенными» — девелоперской компании, которые будут предлагать покупать проблемные объекты. Сейчас особых причин доделывать чужую работу у них нет, потому что почти все квартиры в долгостроях уже проданы, так что их шансы — мизерные.
По информации ProfiDOM.com.ua на этот случай в законопроекте припасено много «плюшек», которые должны убедить строителей. Во-первых, предлагается проводить своего рода «расчетный» мир » (на этот показатель уменьшается как размер фактически оплаченных гражданами квартир, так и размер и обеспечения кредита). Размер этого коэффициента может варьироваться, но должна быть меньше, чем 0,3, как указано в проекте закона.
«Не совсем ясно, что это означает на практике: покупатели получат квартиру меньшей площади, или заставят платить», — недоумевает Григорий Перерва.
Если следовать логике авторов документа, то гражданин, купивший квартиру, скажем, в 100 квадратных метров, могут рассчитывать только на 30 квадратных метрах в новом доме. И если этот размер не устраивает, нужно платить по ценам, заявленным строитель в конкурсе.
Очевидно, что коэффициент 0,3 — up, и на конкурсе должен расти. На самом деле, кто из застройщиков имеет наибольшее число, тот получает предмет. Но, учитывая, как в Украине проводятся тендеры, не трудно догадаться, что и коэффициенты, и стоимость квадратных метров, и маловероятно, что очень удобно для владельцев квартир.
И это далеко не последний подарок для разработчиков. Они также хотят полностью освободить от уплаты паевого вклада в местные бюджеты, и это до 10% от оценки недвижимости. По оценкам Григория Перервы, на карту суммы от нескольких сотен тысяч до десятков миллионов гривен. Очевидно, что такой щедрый жест властей не могут быть заинтересованы застройщики.
«Но такое предложение выглядит странно. Ведь некоторые долгострои, как раз и не могут ввести в эксплуатацию, потому что компания-разработчик не уплатила паевой взнос. Это означает, что предыдущий владелец здания за такое преступление sap объекта, и тому, кто будет выполнять его до конца, разрешено официально не платить в бюджет», — объясняет Перерва.
Управляющий партнер юридической ассоциации Suprema Lex адвокат Виктор Мороз считает, что вопросы и коэффициентов, и отмена паевых взносов, это очень важно и их надо решать.
«Но предлагаемый закон позволит воспользоваться прописанными механизмами исключительно в присутствии взаимопонимании с органами местной власти, что, по моему мнению, приведет к увеличению коррупционной составляющей в строительстве, и в самом деле, существующие проблемы долгостроев не решит», — подытожил юрист.
С ним соглашается и генеральный директор компании ARPA Real Estate Михаил Артюхов.
«Нормы закона должен быть написан таким образом, чтобы не создавать возможности для построения различных схем и рейдерства. В данном случае передачи части полномочий органов местного самоуправления, создания определенных временных комитетов, вызывает страх, что проблемы с долгостроями могут быть обработаны в ручном режиме. Процедура передачи прав на некоего конкурсного заказчика также непрозрачные. На мой взгляд, наиболее справедливым и открытым способом предоставления первоочередного права покупки долгостроя тем, кто проинвестировал проект, или продажи на публичных торгах, к примеру, как в системе ProZorro», считает эксперт.
Артюхов предлагает и свои варианты решения проблемы долгостроев.
«Государство могло бы перенаправить на такие объекты являются частью бюджетов министерств, например, министерство Обороны, и непроданные квадратные метры отправлять военнослужащих и участников АТО. Сегодня власти тратят немалые средства на строительство социального жилья «с нуля», даже если бы он мог «войти» в длительный процесс, и решить сразу несколько задач», — сказал Артюхов.

Комментарии запрещены.