Потребительская уверенность россиян достигла 16-летнего минимума — хуже только в Греции

Индекс потребительской уверенности в России, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в I квартале 2016 года снизился по сравнению с IV кварталом 2015 года на четыре процентных пункта и составил минус 30,4%. Об этом пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные Росстата.

Из 28 стран Европы РФ по уровню потребительской уверенности опустилась на предпоследнее место, уступив лишь Греции, у которой значение соответствующего индекса составило минус 67%.

В Росстате отмечают, что снижение индекса «обусловлено отрицательной динамикой большинства его компонентов». «Наибольшее снижение отмечается в оценках населением произошедших изменений в экономике России. Более умеренное снижение наблюдается в оценках населением ожидаемых изменений в экономике России, произошедших изменений в личном материальном положения и благоприятности условий для крупных покупок. Субъективное мнение населения относительно ожидаемых изменений в личном материальном положении не изменилось», — сообщает ведомство.

Анализ данных Росстата, который провели в Центре конъюнктурных исследований ВШЭ, свидетельствует: в первом квартале 2016 года индикатор достиг одного из самых низких значений за последние 16 лет, пишет «Коммерсант». Пессимистичнее потребители чувствовали себя лишь в первом квартале 2015 года на фоне пережитого валютного и инфляционного шоков (индекс — минус 32%) и на пике кризиса 2008-2009 годов (минус 35%).

Об улучшении своего материального положения за прошедший год заявили лишь 6% респондентов, об ухудшении — 53% (годом ранее — 7% и 49%). Увеличения доходов через год ожидает 9% опрошенных, снижения — 33% (годом ранее — 9% и 31%). Ухудшились и оценки домохозяйствами состояния экономики РФ. Происшедшие за год изменения позитивными считает лишь 5%, негативными — 75% (в прошлом году — 6% и 67%). Через год позитива в экономике ждут 15% респондентов, негатива — 41% (год назад — 16% и 37%).

На этом фоне в ВШЭ отмечают «крайне негативную тенденцию», наблюдаемую последние два квартала, — ускоренное ухудшение потребительской уверенности у самой экономически и электорально активной возрастной группы граждан — от 30 до 49 лет. «Эта группа в первую очередь ассоциируется со средним классом и несет ответственность за поддержание приемлемого уровня жизни членов их семей старшего и младшего возраста. Спад уверенности в ней может привести не только к дальнейшим ухудшениям потребительских настроений среди населения в целом, но и к возникновению очагов повышенной социальной турбулентности в обществе», — предупреждает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович.

Авторы исследования предупреждают, что резкое ухудшение потребительской уверенности среднего класса может усилить расслоение общества по доходам и зарплатам. С этим выводом соглашается Игорь Поляков из ЦМАКП. При этом в ВШЭ и ЦМАКП не видят возможности государства компенсировать такой разрыв в обозримом будущем.

Комментарии запрещены.