Плюсы и минусы нового закона о ЖИЛЬЕ

Нoвaя жизнь для жилищнo-кoммунaльнoгo xoзяйствa Укрaины стaнoвится всe ближe. Зaкoнoпрoeкт o ЖИЛЬE гoтoвится прoйти втoрoe чтeниe.

Дoп. инфoрмaция

Oснoвнoй нoрмoй, кoтoрaя всeгдa вызывaлa бурныe дискуссии, — ввeдeниe штрaфoв зa нeсвoeврeмeнную oплaту услуг ЖКX. В 1990 гoду ee oтмeнили, нo тeпeрь снова предлагает реанимировать.
Хотя авторы законопроекта и предлагают уменьшить пеню от 0,1 до 0,01% за каждый день просрочки (но не более 100% суммы долга), но они хотят ввести ее начисляться с первого дня просрочки, т. е. с первого календарного дня следующего месяца.
В случае принятия документа граждане начнут платить пеню с 1 января 2018 года, С этой даты граждане смогут требовать от администратора и исполнителей коммунальных услуг, компенсацию за превышение нормативных сроков проведения аварийно-спасательных использования.
Предъявлять к директору квалификационные требования к профессии «менеджер (управляющий) жилого дома», согласно закону, возможно только с 1 января 2019 г.
Не забывайте, что организация, которая предоставляет услуги и по-прежнему смогут обратиться в суд за взысканием долга.
«Если долг превышает 10 минимальных зарплат (32 грн.), затем заемщик может потерять свои квартиры или нежилого помещения», — сказал UBR управляющий партнер юридической ассоциации Suprema Lex Виктор Мороз.
При этом законопроект предлагает ввести понятия «индивидуальный потребитель» и «коллективный потребитель».
Индивидуальный потребитель — это собственник или пользователь жилого помещения, с которым заключен индивидуальный договор о предоставлении жилищно-коммунальных услуг.
Коллективный потребитель юрлицо, уполномоченное на заключение договора с арендаторами. Условия коллективного договора являются обязательными для всех потребителей.
«Если вести речь о той же пене за просрочку оплаты услуг, может возникнуть ситуация, при которой все жильцы платят за одного должника. И еще взыскание долга с него станет уже проблемой коллектива», — сказал юрист Екатерина Гутгарц.
Примечательно, что законопроект предусматривает введение платы за абонентское обслуживание — дополнительные платежи, если индивидуальный договор.
С одной стороны, потребителю выгоднее коллективный договор, и, с другой стороны, угрожают, что «коллективная» ответственность, да и требования к исполнителям будут иметь возможность представить только с помощью коллективного администратора.
Есть в законопроекте и инновации, расширяющие или уточняющие права самих потребителей коммунальных услуг. Например, право на отсоединение от централизованного теплообеспечения или право платить за услуги в случае временного отсутствия (более 30 дней), бесплатно получать от исполнителя информацию о ценах, тарифах и их структуре, и др.
Приятным нововведением станет пункт, который предусматривает право потребителя на проверку количества и качества жилищно-коммунальных услуг, что сможет, чтобы стать новым аргументом в судебных тяжбах с ЖЭКами.
«В документе также указано, что в случае перерыва в предоставлении услуги ликвидации последствий аварии исполнитель обязан информировать потребителей о этой перерыва, не позднее трех часов с момента его начала», — сказал ЮК «Наказ» Арсений Салалайко.
По информации ProfiDOM.com.ua половину сократить и время прибытия ничего услуг по вызову потребителя — не более чем на один день. И если исполнитель услуги или администратор в течение пяти рабочих дней не реагирует на требования потребителей, изложенные в акте-претензии, то такие претензии считаются признанными.
«Также законопроект предусматривает возможность индивидуального потребителя закрыли за ненужностью централизованное теплоснабжение и горячую воду, хотя в последней редакции, это решение должно быть общим для всего жилого дома», — отметил юрист ЮК «Волхв» Ярослава Уборка.
При этом закон позволяет поставщикам услуг не только приостановить их предоставление, а также осуществлять их остановку в случае неоплаты. Важно помнить, что поставщики услуг законодательно обеспечено право заключить с потребителем в судебные споры.
«Законодатели дали также защиты, так и для потребителей — прекращение или приостановление услуг из-за неоплаты не может быть сделано, если качество и/или количество услуг, не соответствуют контракту», — сказал старший аналитик Forex Club Андрей Шевчишин.
Согласно документу, потребители должны будут разрешить поставщик услуг в дома/жилья для «контроля» показателей измерительных приборов (счетчиков). Однако далее указано, что потребитель обязан предоставить поставщику доступные показатели индивидуальных средств учета. В результате смешиваются обязательства — где контроль, а где предоставление свидетельства.
«Соответственно, для обеспечения показателей впускать не обязательно, но форма предоставления устанавливается контрактом», — добавил Шевчишин.
Что касается ремонтных работ в местах общего пользования, то их поведение, их обязанность управителя многоквартирного дома. Правитель может быть ОСМД или другая организация, физлицо-предприниматель, которого выберут сами жильцы. В то же время, если неисправность произойдет по вине конкретного потребителя, то ремонт будет он сам.
На сегодняшний день организация, которая предоставляет услуги дома (жэк, частная компания, ОСМД) несет ответственность за состояние коммуникаций (электросети, трубопроводы водопроводные, трубы, и т. п.) до ввода в квартиру или нежилое помещение.
«Предлагаемый же проект закона, этот порядок меняется, теперь собственники квартир и нежилых помещений будут сами обслуживать дом», — сказал Виктор Мороз.
Появился новый пункт, который определяет процедуру отключения должников (задолженность более 30 дней), от предоставления услуг (кроме электроэнергии и газа). Предоставление услуг возобновляется в течение одного дня после полной оплаты, или соглашение о реструктуризации долга.
Из недостатков стоит отметить обязанность сообщить администратору, исполнителей коммунальных услуг о смене собственника жилья и фактического числа лиц, постоянно проживающих в квартире.

Комментарии запрещены.