Отчего «краснеют» лифты?

Популярное

Тарифы на коммуналку: Москва — не Ереван. Но все же…

За счет чего в кризисном 2015 году будет построено от 88 до 90 млн кв. м жилья

Кто и зачем атакует Минстрой

Из примерно 450 тыс. лифтов, которые сегодня в России эксплуатируются, почти треть требуют замены, причем уже сегодня. И с каждым годом эта цифра будет увеличиваться. Потому что на практике в год заменяется примерно в 10 раз меньше пассажирских подъемников, чем требуется.


Напомним, узаконенный срок службы лифта сегодня составляет 25 лет. И при этом уже почти три года действует новый технический регламент, который обязывает заменять лифт, как только он отработал нормативный срок службы. До вступления этого регламента в силу разрешалось проводить модернизацию отработавшего свой срок подъемника. А теперь — нельзя. Только замена! Но, несмотря на это, на государственном уровне до сих пор нет какой-то сформированной и утвержденной программы, которая бы регламентировала процесс замены лифтов хотя бы на ближайшие несколько лет. Кто должен менять лифты, за чей счет? Кто сегодня является владельцем этого — самого массового, заметим, — транспорта?


Лифт, ты чей?!

На эти и другие вопросы попытались ответить участники круглого стола, который прошел в рамках VI международной выставки «Лифт Экспо Россия 2013».


Как заметил председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков (фото слева), очень большая проблема заключается в том, что многоквартирный дом до сих пор не является объектом недвижимости. Если задать вопрос, кому принадлежит лифт, то, согласно 36-й статье Жилищного кодекса РФ, он принадлежит собственникам многоквартирного дома на праве общей долевой собственности. То есть он — общедомовое имущество. Но при этом совершенно непонятно, к примеру, какова его остаточная стоимость. Поэтому сегодня, заметил Андрей Широков, нам много чего нужно менять по отношению к лифтам в законодательстве и подзаконных актах, которые связаны с вопросами управления жилыми многоквартирными домами.


Однако главное и первоочередное, что нужно менять — и с этим были солидарны многие участники круглого стола — это сознание собственника, его понимание, что лифт является его имуществом и что качество работы этого лифта является теперь— его заботой.


Но сделать это не так-то просто. В качестве примера Андрей Широков привел свой дом, в котором он сам живет.


В этом доме все квартиры — частные. Причем люди там живут отнюдь не бедные. И когда полгода назад на правлении рассматривали вопрос о замене лифтов, которые пришли в негодность от времени, он предложил поставить новые лифты по схеме лизинга.


Например, договориться с компанией ОТИС о том, чтобы она поставила подъемники в рассрочку на 4 года. Тогда жители получат отличные лифты, с которыми будут спокойно жить следующие 20—25 лет.


Однако члены правления — люди, кстати, достаточно известные в обществе, — предложили не тратить свои деньги, а написать письмо мэру Москвы Собянину, чтобы город бесплатно установил в этот дом новые лифты. И такая философия у жителей большинства домов — как обычных, типовых, так и элитных. Особенно это относится к жителям тех домов, которые раньше были муниципальными и в которых потом прошла приватизация. Там люди вообще не могут понять — почему они должны менять лифты за свой счет? Ведь в их сознании еще сохранилось, что лифт — собственность «государева» и что государство их всегда ремонтировало и заменяло!


Поэтому, считает председатель Комитета ТПП РФ, когда мы сегодня говорим о собственнике жилья в многоквартирном доме, мы должны устремить на него огромный информационный поток, направленный на формирование совершенно нового мышления. Собственник должен понимать, что если с лифтом, который отработал свой срок, что-то случилось, то в этом случае вина в первую очередь ложится на собственника жилья. Потому что именно он должен был в соответствии с нынешним законодательством заботиться о том, чтобы отработавший свое лифт был заменен.


Сам себе законописец

Как считает Андрей Широков, сегодня лифтовое сообщество должно анализировать законы, само готовить нормативные документы — как оно это видит — и нести уже готовые предложения в органы власти — как законодательные, так и государственные. Потому что в государственных органах власти руки не дойдут до написания конкретных норм под лифтовое хозяйство. На это у госорганов даже нет средств!


Лифт — это транспорт. Вертикальный транспорт. И лифтовые организации могут и должны переходить на рыночные формы — не важно какие — кредитование, лизинг, приобретение в рассрочку, предоставление услуг вертикального транспорта.


 — Мы предложили остановить в стране все лифты, которые надо остановить, — сообщил Андрей Широков. — И знаете, что нам на это ответили? Что будет в стране социальный взрыв! Так что уж лучше мы будем по-прежнему контролировать состояние лифтов и продлевать разрешения на их эксплуатацию…


Кстати, участники круглого стола не без обиды отметили, что сегодня у государства отношение к проблемам лифтов какое-то прямо-таки остаточное! Например, когда Госсовет рассматривал тему о жилищно-коммунальных услугах, то тема лифтов даже не упоминалась в записке, которую готовила к этому заседанию рабочая группа! А ведь лифт входит как раз в число жилищных услуг. И надо было бы специально рассмотреть эту тему на Госсовете, считают участники круглого стола.


Не будоражь электорат!

Ободряющая новость: проблемы с заменой отработавших свой ресурс лифтов есть не только в нашей стране. С тем же столкнулись не так давно и турки. О том, как они ее решали (и практически решили!) участникам круглого стола рассказал директор по развитию международного бизнеса в направлении «Лифты и подъемное оборудование» TUV SUD, член технических рабочих групп европейских и международных комитетов Зигфрид Мельцер (фото слева).


Ситуация в турецких городах была аховая, близкая к нашей: по-хорошему, там нужно было останавливать едва ли не все лифты в многоэтажках! Но это — как, заметьте, и у нас — грозило серьезным социальным взрывом. Потому что даже молодому и здоровому человеку подняться на 15—16-й этаж не так легко. А что говорить о пожилых, да и не очень пожилых, но наживших немалый букет заболеваний людей? Без лифта их жилье превратится в ловушку, из которой они не смогут выбраться, а если выберутся, то не смогут вернуться.


И тогда турки поступили довольно мудро. Они не стали останавливать лифты, а просто возле каждого из них наклеили — по результатам компетентной проверки — разноцветные наклейки. Если лифт в порядке — зеленая наклейка, если работать может, но есть незначительные дефекты — желтая. А красная — эксплуатировать лифт нельзя. Тем самым они предоставили непосредственно жителям право выбирать — ездить на опасном лифте или собрать средства и заменить его. И когда жители, в подъездах которых вывесили «красные карточки», это поняли, они постепенно находили средства, чтобы заменить свои лифты.


Некоторые участники круглого стола тут же предложили использовать этот опыт и у нас. Однако немного поостыв, они высказали другое мнение: если такую систему применить в России, то у нас если не все, то подавляющее число лифтов «покраснеют». А поскольку осенью в стране в целом и в Москве в частности должны пройти разного уровня выборы, то вряд ли стоит такое делать. Электорат перед выборами лучше не будоражить! На том и порешили…


Михаил ЗИБОРОВ


Фото автора

Комментарии запрещены.