Легкие, тонкостенные… и очень перспективные
Популярное
Николай Кошман: Из рекордных 83 млн кв. м жилья «нарисовали» не меньше четверти
Закомплексованный комплекс защитных сооружений г. Санкт-Петербурга
Жилищное строительство: тревожные цифры первого полугодия
(Окончание. Начало в предыдущем номере журнала «Строительство.RU»)
ЛСТК в мансардном строительстве
Одно- и двухэтажные мансарды с каркасом из ЛСТК стали строить в России еще в конце 90-х гг. прошлого века в рамках реализации программы «Доступное жилье — гражданам РФ», а также по программе конверсии военнослужащих. Применение ЛСТК в данном случае дает большие преимущества по сравнению с традиционными деревянными конструкциями и стальными прокатными профилями, так как позволяет значительно сократить сроки работ и их стоимость и, кроме того, исключить необходимость отселения людей из жилых зданий на период строительства.
Фермы из ЛСТК
Фермы традиционного очертания треугольной и трапециевидной формы, а также с параллельными поясами из ЛСТК на 15–20 %, легче, чем фермы аналогичной формы и пролета из прокатных уголков. Кроме того, фермы из ЛСТК не требуют окрашивания, т. к. выполнены из оцинкованных гнутых профилей. При организации производства необходимой номенклатуры гнутых профилей высотой до 400 мм из оцинкованной стали толщиной до 4,0 мм возможно развивать изготовление ферм пролетом до 48 м. Многие считают, что фермы трудоемки в изготовлении, но экономия стали это оправдывает. Фермы пролетом до 20 м из гнутых профилей толщиной не более 2,0 мм можно изготовлять с соединениями на самонарезающих винтах вместо болтов, что позволит снизить трудозатраты и стоимость ферм. Расчет ферм следует выполнять с учетом особенностей работы профилей при сжатии с изгибом и их соединений (например, не стоит забывать о проверке болтовых соединений на смятие).
Фермы пролетом 42 м из гнутых профилей
Интересно отметить, что в ЦНИИПСК им. Мельникова были разработаны фермы подобного масштаба пролетом 42 м из гнутых профилей толщиной 3,0 мм и изготовлены для спортивных сооружений в Татарии. Но они, к сожалению, не были применены, т. к. местные проектировщики, к сожалению, не знали Еврокода и не смогли оценить расчетную несущую способность ферм необычной конструкции
Реконструкция кровель с помощью ЛСТК
Профилированные листы из оцинкованной стали толщиной 0,6–0,8 мм с продольными соединениями между собой в «двойной фальц» позволяют выполнять экономически эффективные металлические кровли вместо «мягких», например, недолговечных из многослойного рубероида. Ремонт кровли всегда связан с материальными и социальными издержками. Их можно избежать, заменяя рубероидные кровли на металлические из оцинкованных профилей простейшей формы, соединенных «двойным фальцем» с помощью закаточной машинки. Думается, можно найти производственные мощности и заинтересованные организации для внедрения этой технологии.
ЛСТК в вентилируемых фасадах
Возможно применение ЛСТК при сооружении вентилируемых фасадов жилых и общественных зданий. И это обеспечивает им интересные архитектурные формы. В России вентфасады с использованием ЛСТК широко применяют также для дополнительного утепления стен жилых многоэтажных зданий. Но для этого используют, как правило, ЛСТК из дорогих импортных материалов, хотя наша производственная база позволяет выполнять отечественные ЛСТК для вентфасадов, конкурентоспособные по стоимости и качеству с зарубежными аналогами.
ЛСТК в инвестиционных проектах
Первым реализованным инвестиционным проектом с использованием ЛСТК является высокая железнодорожная платформа длиной 270 м на станции «Сколково» (бывшая «Востряково») Киевской железной дороги Московской области. Рамную конструкцию из гнутых оцинкованных профилей толщиной 2–3 мм собрали на болтах всего за 2 месяца и всего четыре монтажника.
Железнодорожная платформа «Сколково»
Конструкция подвижных опор каркаса платформы позволяет поддерживать ее горизонтальный уровень на стадии эксплуатации. Платформа в плане криволинейная и повторяет очертание дорожного полотна. Несмотря на то, что металлоемкость конструкции выше, чем у железобетонных платформ, ее стоимость «в деле» ниже в связи со снижением сроков строительства в 3–3,5 раза и отсутствием подъемных механизмов (кранов). И еще один важный социально-экономический фактор: в отличие от железобетонной платформы, когда одна или две колеи во время строительства не функционируют, при монтаже платформы из ЛСТК движение поездов не прекращалось ни на минуту.
Железнодорожная платформа «Морозки»
Практика проектирования и строительства зданий и сооружений с применением стальных конструкций в России показала целесообразность и эффективность применения гнутых тонкостенных профилей из оцинкованной стали для несущих и ограждающих конструкций производственных, торговых, сельскохозяйственных и спортивных зданий пролетом до 36 м вследствие их легкости, транспортабельности и высокой степени индустриальности.
ЭДУАРД АЙРУМЯН, НИКОЛАЙ КАМЕНЩИКОВ, МАКСИМ ЛИПЛЕНКО
Фото авторов