«Конца света» в отрасли не предвидится

Популярное

С подачи Президента в России появится ресурс «Долгострой.RU»?

Григорий Ревзин: Последние четыре года — это поражение архитектуры в своих правах

Зачем ГБУ «Жилищник» собирает под свое крыло сотни многоквартирных домов

Вот уже почти два месяца Россия – полноправный член ВТО. 17-летний путь, как уверяют апологеты этой организации, завершился очень выгодными для нашей страны условиями. Правда, уже появились катастрофические прогнозы по поводу сельского хозяйства и производителей специальной техники, но пока еще ни одно предприятие не закрылось и не разорилось из-за ВТО.

Строительная отрасль также строит прогнозы о своем будущем, хотя по мнению многих экспертов, конкретно для строителей вступление в ВТО не влечет за собой существенных изменений.

Очевидно, что объекты капитального строительства не перемещаются через таможенные границы и на них не распространяется таможенное тарифное регулирование. В законодательстве Российской Федерации в постсоветское время никогда не устанавливались ограничения для выхода на российский рынок работ и услуг иностранным строительным компаниям. Единственное ограничение существует в законе «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», согласно которому иностранные архитекторы могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории Российской Федерации только вместе с российским архитектором.

Иностранцы придут на равных

В строительной сфере иностранным компаниям предоставляется национальный режим деятельности, т.е. такой же, как и для российских организаций. Иностранная строительная организация в предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации случаях, также как и российская организация, должна получить допуск для строительной деятельности в России, став членом соответствующей саморегулируемой организации. В этом случае производственная деятельность иностранной компании с точки зрения обеспечения безопасности строительства подлежит контролю со стороны СРО. Таким образом, иностранные компании наравне с российскими должен соблюдать все требования СРО, в том числе, и по кадровому составу. Никаких преференций иностранцам при вступлении в СРО не предусмотрено.

Иностранная проектная документация также должна пройти обязательную экспертизу на соответствие требованиям российских технических регламентов, что фактически означает экспертизу на соответствие российским стандартам и строительным нормам и правилам. Здесь заинтересованным строительным объединениям, и прежде всего Национальному объединению строителей и Российскому Союзу строителей, следует заявить позицию строительного сообщества относительно планируемой возможности для иностранных компаний строить на российской территории по своей проектной документации, без прохождения всех необходимых экспертиз, пусть даже не самые сложные объекты. Соответствующий законопроект находится в Государственной Думе и даже прошел два чтения. Не следует предлагать иностранным компаниям более льготный режим, чем они готовы предоставить нашим строителям.

Процесс форсировать не стоит

Ефим Басин, президент Национального объединения строителей:

— Национальное объединение строителей вместе с Минрегионом России подготовило Программу поэтапного внедрения в Российской практике европейских стандартов по проектированию, т.н. еврокодов. Проводится их перевод на русский язык и техническое редактирование, а также подготовка национальных приложений к еврокодам, учитывающих географические особенности России. По нашему мнению, этот процесс не стоит форсировать.

Представители строительного комплекса понимают, насколько важно и актуально внедрение современных норм в строительстве, тем более аккумулирующих в себе инженерный опыт передовых стран Европы. Однако, ни одна страна мира не меняет нормативную техническую базу в оперативном порядке по команде сверху. Поэтому, в соответствии с поручением первого вице-премьера И.Ш. Шувалова была разработана Ностроем совместно с НОП и НОИЗ и утверждена Минрегионом программа введения в России еврокодов в качестве нормативных технических документов, применяемых на альтернативной основе. Эта программа успешно реализуется. Срок ее выполнения 1 января 2015 года, но уже к концу этого года первый этап будет завершен и все 58 частей еврокодов на русском языке с национальными приложениями будут в распоряжении желающих их использовать.

В условиях членства России в ВТО работа, проведенная Ностроем в этом направлении, приобретает особое значение, так как ее результаты способствуют повышению уровня конкурентоспособности российских строительных компаний. Эта работа проводится при активном участии региональных и отраслевых СРО и получила одобрение по результатам анкетирования более 90% опрошенных СРО.

А теперь мы идем к вам…

Федеральный закон N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не ограничивает участие иностранных компаний в тендерах на строительные подряды. Статьей 13 этого закона для иностранных компаний устанавливается национальный режим. С другой стороны, правила ВТО предусматривают зеркальность в предоставлении прав на участие в тендерах на закупки (подряды) публичных властей. Поэтому вступление в ВТО дает возможность российским строительным компаниям участвовать в тендерах за рубежом в большем, чем ранее, числе стран.

Леонид Хвоинский, генеральный директор СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ»:

— Иностранным подрядчикам никто не запрещает работать в России. В 90-е годы прошлого века в нашей стране активно создавались совместные предприятия, и зарубежные компании работали на российских автодорогах. Тогда они применили новую для нашей страны технику и технологии. Но после изменения условий участия в торгах, появлением аукционов, неконтролируемого демпинга и других недостатков ФЗ-94, почти все они свернули свою деятельность. Кстати, тогда работа зарубежных подрядчиков не привела к ощутимому улучшению качества. Участки дорог, которыми занимались иностранные предприятия на российской территории, не отличаются в лучшую сторону от тех участков, на которых работали наши подрядные организации.

В настоящее время, когда экономические границы открыты, российские дорожники имеют возможность и приобретают самую современную технику, используют проверенные передовые технологии. У них есть кадры, умение работать. Они готовы на равных конкурировать с подрядчиками из любых стран мира, и есть примеры, когда наши дорожно-строительные предприятия успешно работают за рубежом. Главное и для отечественных и для иностранных подрядчиков в том, чтобы действовали понятные всем правила участия в торгах, которые соответствовали бы условиям, принятым в мировой практике. Для этого требуется заменить ФЗ-94 на принятый в первом чтении «Закон о федеральной контрактной системе», в котором предусматривается в качестве основных параметров отбора подрядчиков их предварительная квалификация и опыт работы.

Комментарии запрещены.