Как защитить подземное пространство от непрофессионалов?

Популярное

Почему депутат Хованская называет фонд капремонта пирамидой

Дорога в обход Украины: любой ценой, и даже без проекта

В какую сторону движется рынок опалубки

ЦКАД: почему строительство дороги стоимостью в сотни миллиардов нельзя останавливать

Кто плодит новостройки-невидимки и загнал в подполье БТИ

Прошедший год в целом оказался удачным для подземных строителей России. Был выполнен ряд крупных заказов на объекты, построенные по бестраншейным технологиям, продолжилась разработка нормативно-правовой документации, совершенствуется система подготовки и переподготовки кадров. Об этих проблемах шел разговор на семинаре-совещании, прошедшем на базе подмосковного Подольского водоканала.


Как убедиться в надежности подрядчика?

Организаторами семинара-совещания выступили Комитет по освоению подземного пространства НОСТРОЙ, Российское общество по внедрению бестраншейных технологий (РОБТ), Международная ассоциация специалистов горизонтального направленного бурения (МАС ГНБ), группа компаний «ЮНИРУС», МУП «Водоканал» подмосковного Подольска, на базе которого и собрались участники мероприятия.



Выступившие специалисты отметили, что бестраншейные технологии находят все более широкое применение в России. Среди крупных объектов этого года можно назвать строительство первой нитки подводного перехода с острова Белый в акватории Невской губы в рамках проекта реконструкции двух силовых кабельных линий, питающих Петербург. ООО «ЭнергоГазСтрой» успешно справился с этим сложным заказом. В этом же городе ООО «СП ВИС-МОС» выполнило строительство подводного перехода в рамках проекта по реконструкции системы подачи воды на Васильевский остров. Большой объем работ выполнен в Москве в ходе прокладки кабельных линий, которыми занимается ОАО «Москабельсетьмонтаж». Это и прокладка трубопровода под Акуловским водохранилищем в рамках реконструкции магистрального нефтепровода Ярославль — Москва, выполненного ООО «УниверсалТоннельстрой».


Перечень таких крепких профессиональных команд можно еще продолжать.


Тем не менее, серьезной остается и проблема работы в этой сфере непрофессиональных компаний, которые подрывают доверие к бестраншейным технологиям. Пример тому — ЧП в Москве на Минской улице, вызвавшее провал на дороге. Одна из фирм попала на многомиллионный штраф в результате нарушения технологии производства работ.


Сообщения о «проколах» периодически приходят из разных городов России. И, как заметил президент РОБТ Сергей Алпатов, порой названия этих горе-организаций профессионалы слышат впервые. Как они получают такие важные, ответственные заказы непонятно!



К сожалению, у нас еще не все заказчики осознают ответственность за выбор подрядной организации, не принято обращаться за консультациями к сообществам подземных строителей. Хотя в России создана целая сеть таких организаций. Консультации можно получить в НОСТРОе, где создан Комитет по освоению подземного пространства, в РОБТ, МАС ГНБ, НП «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов», в Тоннельной ассоциации России, Объединении подземных строителей и проектировщиков. В этой сфере работает целый ряд научно-исследовательских и проектных организаций.


Словом, было бы желание удостовериться в надежности выбираемой фирмы, есть у кого.


Во многих странах мира запрещено привлекать к подземным работам фирмы без одобрения профессионального сообщества. Что еще должно случиться в России, чтобы у нас также повысилась ответственность за выбор подрядных организаций?



По мнению вице-президента РОБТ Владимира Бурмистрова, эту проблему надо решать на самом высоком уровне, вплоть до обращения в правительство. Подземное пространство — зона повышенной ответственности. Разрешать работать здесь неподготовленному коллективу все равно, что давать скальпель хирурга в неопытные руки.


Белые пятна правового поля

Один из важных инструментов наведения порядка — разработка нормативно-правовой документации. Здесь еще остается немало «белых пятен», количество которых с каждым годом уменьшается. В 2013 г. были утверждены стандарты СТО 064 НОСТРОЙ 2.27.19-2013 «Сооружение тоннелей тоннелепроходческими механизированными комплексами с использованием высокоточной обделки», СТО 064 НОСТРОЙ 2.3.18-2013 «Укрепление грунтов инъекционными методами в строительстве», разработанный по инициативе ООО «Геоизол». Велась работа над стандартом СТО НОСТРОЙ 109-203 «Устройство грунтовых анкеров, нагелей и микросвай» и другими документами.


Острой проблемой для подземного сообщества давно стали вопросы ценообразования. Об этом говорил в своем докладе вице-президент МАС ГНБ Сергей Каверин. Дело в том, что разброс цен по стране при бестраншейной прокладке трубопроводов достигает 500%. Это подрывает доверие к фирмам, занимающихся подземным строительством, в том числе и горизонтальным направленным бурением. Вскоре после того, как НОСТРОЙ утвердил в 2011 г. очередной крупный документ — СТО 2.27.17-2011 «Прокладка подземных инженерным коммуникаций методом горизонтального направленного бурения», подземные строители обратились в НОСТРОЙ с предложением разработать федеральную систему ценообразования бестраншейного строительства методом ГНБ.


На сегодня разработчик — петербургский ООО «НИПИ ценообразования строительных материалов и технологий» — заканчивает подготовку проекта документа. Специалисты института регулярно докладывают о ходе работы над ним, внося коррективы по мере внесения замечаний.


По словам Александра Брейдбурда, прежде чем приступить к разработке документа ведущими специалистами по подземным работам был проведен тщательный анализ ценообразования в этой сфере в разных странах мира и регионах России, накоплен большой статистический материал.


— Нам, например, рекомендовали заложить в систему ценообразования страховые риски, как это принято в мировой практике, — поясняет Сергей Каверин. — Мы сотрудничаем в этом плане со страховой компанией «Гефест». Разработчиками уже подготовлено около 50 расценок в зависимости от типа труб, вида грунтов, встречающихся препятствий, длины прокола и ряда других условий. Они называются Федеральные единичные расценки (ФЕР). Также в систему ценообразования закладываются государственные элементно-сметные нормы (ГЭСН). В каждом регионе, основываясь на ФЕРы и ГЭСНы, местные центры ценообразования могут разрабатывать территориальные строительные нормы. Имея базовые расценки, предприятия-заказчики могут заранее формировать свой бюджет, подыскивать подрядные организации, способные предложить адекватные цены на выполнение работ.

Федеральная система ценообразования будет принята в 2014 году.
Чему учиться у финнов?

Одним из важных событий уходящего года можно назвать подписание в конце ноября соглашения о сотрудничестве между РОБТ и Финским обществом по внедрению бестраншейных технологий (FiSTT). Контакты между подземными строителями Финляндии и России начали налаживаться около года назад. Для россиян интересен опыт соседней страны, где бестраншейные технологии прочно вошли в практику строительства. По словам президента РОБТ Сергея Алпатова, нам особенно важен опыт Финляндии в области стандартизации и разработке образовательных программ.


Во время конференции FiSTT в городе Лахти состоялась встреча делегации России, в которую вошли президент РОБТ Сергей Алпатов, вице-президент по научной работе Владимир Орлов и президент МАС ГНБ Александр Брейдбурд, с исполнительным директором Международного общества по внедрению бестраншейных технологий Джоном Хемпфиллом. Также было положено начало сотрудничеству со Скандинавским обществом по внедрению бестраншейных технологий, которое объединяет специалистов Дании, Швеции и Норвегии. Председатель общества Герда Хальд проявила большой интерес к делам российских коллег. Скандинавское общество объединяет около 700 членов. Пока что у нас по всей России нет такого количества строительных организаций, работающих по бестраншейным технологиям.


Буровые установки — в надежные руки

Самый емкий потребитель бестраншейных технологий — коммунальное хозяйство. А в рамках этой отрасли — водоканалы. Многие из них давно и активно используют закрытые способы проведения работ на сетях. Подольский водоканал можно назвать одним из наиболее «продвинутых» в освоении новых технологий. Не случайно многие мероприятия российских подземных строителей проходят на базе Подольского водоканала.


Выступая на семинаре-совещании, один из руководителей водоканала Марат Фатхутдинов сообщил, что в год здесь обновляется до 30 км трубопроводов, около 10% работ производится закрытым способом — методами горизонтального направленного бурения, а также с применением пневмопробойников и машин гидравлического разрушения. Сам город — один из крупных промышленных центров Подмосковья, застроен очень плотно, здесь активно ведутся работы по благоустройству, поэтому во многих частях города бестраншейные технологии — единственная возможность проложить или заменить сети быстро и без ущерба для городской среды.


— Мы приобрели несколько буровых комплексов разной мощности, и большое внимание уделяем подготовке персонала для работы на этом дорогостоящем оборудовании, — рассказывает Марат Фатхутдинов. — Во время работы у нас строятся над буровыми установками специальное укрытия для их защиты от осадков и прочих воздействий.. Наши специалисты стремятся освоить все тонкости технологий буровых работ, в частности подбирают буровые растворы под каждый объект, что позволяет их экономить. У нас работают обучающие курсы.


Решать задачи сообща

В прошлом номере нашего журнала были названы фирмы, победившие в международном конкурсе «Строймастер-Инжиниринг— 2013». Среди лауреатов в номинации «Учебное заведение по проведению курсов повышения квалификации для специалистов строительной отрасли» был назван Учебный центр МАС ГНБ. Учебный центр уже существует около 10 лет. Обучение в нем прошли уже не одна тысяча человек. Семинары проводятся не только в Москве, Казани, где базируется МАС ГНБ, но и в других регионах страны.


— Наша цель — не только знакомить коллег с новыми техникой и технологиями, тенденциями рынка подземного строительства, но и учить правилам организации и проведения подземных работ, — отмечают сотрудники Центра. — Как получить согласование на проведение работ с различными административными и ведомственными структурами, например, с местной администрацией, руководством РЖД, если предстоит сделать прокол под железной дорогой, с ГИБДД и т.д. В то же время наши лекторы объясняют, с какими проблемами технического характера можно столкнуться при проведении работ. Например, рядом с железной дорогой и при других обстоятельствах возникают помехи для локационного оборудования. Много и других тонкостей, которые надо знать специалистам по ГНБ.


РОБТ и МАС ГНБ озабочены привлечением новых членов, чтобы сообща решать задачи, стоящие перед подземными строителями России.


Татьяна ШАВИНА


Фотоматериалы предоставлены Группой компаний «ЮНИРУС»

Комментарии запрещены.