…И слабый грунт превращается… в сильный!

Популярное

Почему депутат Хованская называет фонд капремонта пирамидой

Дорога в обход Украины: любой ценой, и даже без проекта

В какую сторону движется рынок опалубки

ЦКАД: почему строительство дороги стоимостью в сотни миллиардов нельзя останавливать

Кто плодит новостройки-невидимки и загнал в подполье БТИ

 При сооружении скоростной железнодорожной трассы Санкт-Петербург — Хельсинки строители неожиданно столкнулись с торфяным озером, которое расположилось прямо на пути магистрали. Делать объезд? Немыслимо для скоростной трассы! Казалось бы, оставался один путь — грунтозамещение. Это когда вынимают сотни и тысячи тонн «неподходящего» грунта, вывозят его, а взамен укладывают те же сотни и тысячи тонн другого, хорошего. Который, естественно, нужно откуда-то привезти (а вывезенный, кстати, надо еще и где-то захоронить, утилизировать). Нетрудно представить, сколько времени, сил и средств (в том числе финансовых) потребует весь этот процесс…


Однако в данном случае всего этого удалось избежать. На помощь пришла совершенно новая для нашей страны технология укрепления слабых грунтов методом глубинного смешивания. Она позволила сохранить конфигурацию трассы — не пришлось обходить торфяное озеро стороной. Благодаря укреплению грунта строители смогли подогнать туда тяжелую технику и с ее помощью соорудить надежное свайное основание для железнодорожного полотна. Стоит ли говорить, что экономический эффект при этом был более чем существенный…


«Коктейль» в болоте? Укрепляет!..

Укрепление слабых грунтов методом глубинного смешивания — это, по сути, изменение физико-химических свойств слабых грунтов путем ввода сухого вяжущего на основе цемента (однако, подчеркнем, это не «чистый» цемент). Делается это с помощью специальных механизмов. Все компоненты смешиваются прямо в грунте, словно коктейль. Ничего «вынимать», а потом укладывать обратно не нужно. То есть никакого грунтозамещения! При этом именно существующий грунт становится достаточно прочным, чтобы на нем можно было вести дальнейшие работы.



Схема укрепления грунта


Стабилизация выполняется путем смешивания соответствующего количества сухого или влажного связующего во всем объеме улучшаемого слоя почвы. Связующее может состоять из одного вещества или представлять собой смесь различных веществ, таких как цемент, известь, зола, шлаки, отходы целлюлозной промышленности и т.д. Новые связующие материалы и связующие смеси с использованием различных отходов — побочных промышленных продуктов — появляются на рынке непрерывно. И рецептуру грунтоукрепляющих составов можно подбирать исходя из тех отходов, которых больше к месту предполагаемого строительства. Каждый регион у нас богат своими отходами, и все это можно использовать в этой технологи.


Стабилизация грунта может во многих ситуациях оказаться более быстрым и экономически эффективным решением по сравнению с известными способами забивания свай или замены грунта. Например, благодаря этой технологии различные сорта глины, торфа, ила или мягкого грунта могут быть превращены в твердый грунт. Система стабилизации позволяет сделать это даже на месте болота, по которому невозможно ходить! Этот метод можно также применять для обработки загрязненных земель путем инкапсулирования загрязнений внутри массива. Это предотвращает протекание и распространение загрязнений дальше в окружающее пространство.


Если все так замечательно, почему эту технологию у нас не применяли раньше? Ответ простой: прежде у нас в стране не было механизмов, машин, которые объединяли бы в себе все необходимые возможности, дабы реализовать эту технологию в ее сегодняшнем виде. А за рубежом, где такие механизмы были, этот метод давно успешно применяется и отлично себя зарекомендовал. Теперь такая техника пришла и к нам.


Новой трассе — новую технологию…

В каких же случаях применима технология укрепления слабых грунтов методом глубинного смешивания? Список, как оказалось, весьма внушительный.


Этот метод одинаково хорошо подходит и для стабилизации грунтов при строительстве дорог, и при устройстве фундаментов, в том числе для промышленных зданий и мостов. Его можно использовать при строительстве паркингов, парковок, спортивных площадок и складских зон. Он позволяет стабилизировать очень мягкие грунты при строительстве тоннелей, автомобильных и железных дорог. С его помощью можно готовить основания для бассейнов, а также места для различных свалок. Наконец, можно применять при сооружении различных насыпей — шумозащитных, дорожных и т.д., и т.п. Этот перечень можно еще долго продолжать.



Укрепление основания для кольцевой автодороги в Сао Пауло, Бразилия
 
Сегодня у нас в стране этот метод применяется при сооружении новой скоростной автотрассы Москва — Санкт-Петербург. По этой технологии там делают несколько опытных участков. Эти участки имеют разные характеристики грунта. В основном это болота второй и третьей категории — самые тяжелые и сильно обводненные, а также торфяники.

— Один участок уже сделали, сейчас заканчиваем второй, их теперь будут изучать, испытывать, — рассказывает Павел Пудиков, генеральный директор компании ООО «НордСтэбРаша», которая ведет там работы на основе технологии укрепления слабых грунтов методом глубинного смешивания. — Этот метод позволяет сэкономить много средств и времени, сохранит экологию — в частности, не нужно заниматься водопонижением, делать объездные дороги, поскольку технология позволяет работать с небольшой площадки.


Работа непростая, но ГК АВТОДОР и Трансстроймеханизация очень заинтересованы в ней и всячески ее поддерживают. Отрадно, что эти компании не боятся на деле, а не только на словах, как у нас это часто бывает, давать дорогу новым технологиям. На основе опыта, полученного на строительстве скоростного питерского шоссе, метод укрепления слабых грунтов путем глубинного смешивания будет, надеемся, широко применяться в отечественной строительной практике.


На законные рельсы стандартов

Однако для этого одних лишь положительных результатов на экспериментальных участках недостаточно. Нужна нормативная база. По этой причине компания ООО «НордСтэбРаша»выступила застрельщиком в разработке нормативных документов по новой технологии.


— Коллектив компании был пионером среди тех, кто начал внедрять эту технологию, — рассказывает генеральный директор компании Павел Пудиков. — И мы столкнулись с тем, что у нас в стране не было нормативов, по которым можно было бы эту технологию внедрять, включать в проекты, чтобы проектировщики могли использовать ее в своих решениях. Поэтому вынуждены были заняться созданием нормативных документов. Первый шаг был сделан еще при создании стандарта СРО на базе евростандарта — а именно на его основе эта технология была рекомендована к внедрению на всей территории Евросоюза как основная альтернатива грунтозамещению при строительстве. Это стандарт СТО СРО 083-028EN-2011 «Разработка и реализация методов стабилизации слабых грунтов органического происхождения». Затем создали стандарт организации для автодорожного строительства — стандарт организации СТО 914781734301-2012 «Укрепление слабых грунтов оснований земляного полотна глубинным смешиванием. Общие технические условия». У нас есть рекомендательное письмо от Росавтодора для применения, сейчас готовятся отраслевой норматив, методические пособия по этой технологии. Разрабатываем нормы и правила, в том числе по контролю качества, и собираемся вводить новый стандарт на укрепление грунтов.


Полагаю, весной будущего года этот стандарт будет создан.


Михаил ЗИБОРОВ


Фотографии предоставлены компанией «НордСтэбРаша»

Комментарии запрещены.