Кто в Совете НОСТРОЙ благоволит коммерческим СРО
Популярное
Тарифы на коммуналку: Москва — не Ереван. Но все же…
За счет чего в кризисном 2015 году будет построено от 88 до 90 млн кв. м жилья
Кто и зачем атакует Минстрой
Кто в Совете НОСТРОЙ благоволит коммерческим СРО
Дмитрий Козак наконец определился: саморегулированию быть!
На днях состоялся Совет НОСТРОЙ. Его заседание было засекречено от прессы: даже тех наших коллег, кто уже аккредитовался на это мероприятие и в понедельник собрался было на Малую Грузинскую, 3, никто не предупредил, что в последний момент организаторы решили перенести Совет подальше от посторонних глаз и ушей — из Москвы в Подмосковье. А скрывать от прессы было что: на Совете разгорелись нешуточные страсти и обсуждались очень серьезные для всего саморегулируемого строительного сообщества вопросы.
Кому-то повезло, кому-то — не очень
В числе прочего на Совете рассматривалась деятельность трех санкт-петербургских и одной московской СРО. Относительно НП «Инженер-Строитель Северо-Запада» большинство членов Совета высказались за то, чтобы начать процедуру, предшествующую принятию решения об исключении ее из единого госреестра. В отношении же НП «Объединение строителей Топливно-Энергетического Комплекса» Аппарат НОСТРОЙ предложил такую процедуру прекратить в силу «устранения ранее выявленных нарушений», но член Совета, гендиректор «Альянса строителей Оренбуржья» Андрей Таушев выступил с принципиальными возражениями. Он сообщил о выявленных им нарушениях по части информационной открытости и несоразмерности численности совета общему количеству членов партнерства. В итоге было решено продолжить процедуру подготовки заключения о возможности исключения данной СРО из госреестра, а также направить запросы в Ростехнадзор и в правоохранительные органы с целью запроса информации у кредитных организаций для получения сведений о размере средств ее компфонда. А вот третьей питерской СРО, «СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ», у которой были выявлены схожие нарушения, повезло больше: большинством голосов решено отложить процедуру, ведущую к ее исключению, и рассмотреть информацию о деятельности данного НП на следующем заседании Совета.
Старые знакомцы
Но Питер Питером, а нас больше всего интересовала столичная СРО НП «Строительный Альянс Монолит», ставшая по-своему знаменитой после нашей мартовской публикации. Напомним, после того как к нам в редакцию обратилась посредническая контора, предлагающая членство в СРО «САМ», регистрацию фирмы, допуск на работы (причем без всякой проверки), сертификаты ISO, аттестацию и пр., мы опубликовали на страницах портала целое расследование под заголовком «Торговля допусками СРО: когда все это кончится?». А позже, в кулуарах X Всероссийского съезда саморегулируемых организаций строителей во время интервью с президентом НОСТРОЙ Николаем Кутьиным спросили его про эту организацию. Николай Георгиевич тогда заявил, что в НОСТРОЙ будут «крайне признательны за любую информацию по этому вопросу», и пообещал, что мы всегда можем обращаться в Совет НОСТРОЙ, последние заседания которого, по его словам, проходят «под знаком борьбы c недобросовестными СРО». Что ж, о том, как именно Аппарат НОСТРОЙ борется с недобросовестными СРО, мы расскажем ниже. А пока еще несколько слов о наших «героях».
«Строительный Альянс Монолит» — одна из самых одиозных СРО. На строительном рынке представлена всего ничего — с 24 февраля 2014 года, однако на сегодня в составе партнерства, по некоторым оценкам, числятся более 3600 членов. Чтобы так стремительно накачать свой реестр строительными компаниями, СРО «САМ» использовала определенные методы и маркетинговые уловки. В частности, как следует из агентских договоров, за привлечение новой компании в эту организацию, при условии, что она готова полностью оплатить минимальный взнос в компенсационный фонд в размере 300 тыс. руб. (право заключения договоров по генподряду до 10 млн руб.) агенту «выплачивается» 95 тыс. и еще 5 оставляет себе агентство.
Вот так пополняли и продолжают пополнять свои ряды «САМ» и другие подобные ей СРО-беспредельщики («Национальный альянс строителей», «СпецСтройНадзор», «Гарантия Оптимальных Строительных Решений» «МАС «РемТехНадзор», «Региональное строительное объединение» и пр.). Вся разница между ними — только в размере комиссионных. Но главная опасность здесь в том, что за явные нарушения Градостроительного кодекса надзорные органы могут в любой момент закрыть такую контору, и тогда компании, «купившие» документы в подобной СРО, останутся и без допусков, и без денег. А в случае причинения вреда третьим лицам компенсировать его из компенсационного фонда данной СРО будет невозможно.
А теперь — подробности рассмотрения «персонального дела» СРО «САМ» на последнем заседании Совета НОСТРОЙ, так внезапно перенесенного подальше от столичных журналистов. О них нам любезно согласился рассказать непосредственный участник событий — член Совета НОСТРОЙ, председатель Совета НП «Саморегулируемая организация работодателей «Союз строителей Республики Башкортостан» Рашит МАМЛЕЕВ.
Обойдемся без подписей
— Рашит Фаритович, при обсуждении вопроса в отношении СРО «Строительный Альянс Монолит» Вы выступили за внеплановую проверку этой СРО. В качестве мотивировки такого решения Вы сообщили о наличии в сети интернет-сайта, где размещена информация о льготном приеме в члены данной СРО, а также другие сведения, содержание которых, по Вашему мнению, нарушает действующее законодательство и вводит в заблуждение участников строительного процесса. Это так?
— Совершенно верно.
— Однако ряд членов Совета возразили Вам, указав, что предоставленная Вами информация о льготном приеме в члены СРО размещена не на сайте СРО «САМ». Но ведь я еще в своей мартовской статье отмечал, что «по странному стечению обстоятельств» и сама СРО, и торгующая ее допусками «консалтинговая» контора, находятся по одному адресу: г. Москва, ул. Люсиновская, 36, стр. 1. Интересно, кто же это из членов Совета выступил, по сути, в защиту данной СРО в стиле «я не я, и лошадь не моя»? Часом, не руководитель ли Аппарата НОСТРОЙ Николай Иванович Капинус?
— Да, по этому поводу выступил руководитель Аппарата НОСТРОЙ. Именно этот орган представил вниманию Совета материалы проверки по четырем СРО, в том числе и по «САМ», где было написано, что практически все ранее сделанные замечания устранены. Но интересно, что в справке, которую предоставил Аппарат, не было подписей.
— Чьих подписей?
— Да вообще ничьих! Ни того, кто проводил проверку. Ни того, кто делал заключение. Ни руководителя Аппарата, ни специалиста — Иванова, Петрова, Сидорова… Ни-ко-го. И когда объявили этот вопрос и поставили его на голосование, я взял слово. Встал и вслух прочел информацию c сайта о том, что предлагается при вступлении в эту СРО: прием в члены за 30 минут, без оплаты компфонда, все в рассрочку, доставка документов по почте и т.д. и т.п. В общем, все виды услуг…
— И какова была реакция участников заседания?
— Реакция была самая живой: люди просто со смеху покатились, чуть ли не на полу лежали. А руководитель Аппарата мне говорит, что, мол, мои данные еще надо проверить, поскольку-де это не их сайт. Я говорю: «Ну, так и проверяйте!» Вот вам разница: что и под каким соусом Аппарат представил, как он все пытался скорректировать, какое мнение создать — и как оно все обстоит на самом деле.
— И что в итоге?
— В итоге прошло мое предложение: проверку продолжить, а ее результаты доложить на следующем Совете. Посмотрим, что они доложат. Но хочу сказать, что мы тоже сидеть сложа руки не будем…
— А почему именно эта контора привлекла Ваше внимание? Ее, кстати, называют «темной лошадкой» в рядах коммерческих СРО…
— Обычно перед тем как идти на заседание, мы сами выборочно проверяем его главных «действующих лиц». Ведь мы, как члены Совета, имеем на руках все материалы. Вот так в поле моего зрения и попал «Строительный Альянс Монолит». Как говорится, ничего личного.
— Я предполагаю, что за этой СРО явно стоит кто-то из больших людей, руководителей, уж не буду говорить чего… Раз эту СРО так заботливо прикрывают и опекают, это же неспроста. Как думаете, Рашит Фаритович?
— Абсолютно правильно говорите! Думаю, так оно и есть. К слову, обратите внимание: практически все эти жулики находятся (или, по крайней мере, зарегистрированы) в двух городах — Москве и Санкт-Петербурге. Не случайно Николай Петрович Маркин, координатор НОСТРОЙ по г. Москве, никак не может найти более десяти своих «подопечных» — как говорится, ни живыми, ни мертвыми…
А как вам такой факт? Идет проверка одной питерской СРО, не буду пока ее называть. У них компфонд должен составлять 750 млн, а официально числится 450 млн. И когда во время проверки директору СРО сообщают об этом, он, не особо подбирая выражения, прямо так и спрашивает: а сколько, мол, добавить надо? Это нормально? При этом в данной СРО числится огромное количество строительных организаций, однако Совет состоит из трех человек, и все они аффилированы. Но ничего, по итогам проверки, я думаю, ситуация изменится…
В общем, можно сказать, что Совет НОСТРОЙ был бурным. Но в итоге по большинству «проблемных» СРО все-таки решено продолжить проверку, и на следующем заседании Совета уже по каждому из них разбираться.
— Это когда примерно будет?
— В конце июля или начале августа. Но к тому моменту все разбирательства должны быть завершены, и предстоит уже конкретный разговор.
— Но, я надеюсь, Ришат Фаритович, Вы не оставите наших «любимчиков» из СРО «САМ» в покое?
— Это исключено! Не будет такого. Как говорится, не дождетесь. Давайте здесь действовать вместе. Я только рад, что такое авторитетное издание, как «Строительство.RU», в этом вопросе с нами заодно.
Спускаемый аппарат
— Но все-таки лично мне не дает покоя вопрос: почему руководитель Аппарата и его подчиненные явно или неявно выгораживают все эти горе-СРО, многое спускают на тормозах? Честно говоря, Вас об этом спрашивать как-то неудобно: все-таки Вы член Совета НОСТРОЙ, за одним столом с этими людьми сидите, общаетесь…
— Да не в этом дело. Я человек независимый и ничего не боюсь. А то, о чем вы спросили… Честно говоря, не знаю. Но зато знаю другое: уровень квалификации тех, кто от лица Аппарата участвует в этих проверках, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Зато результат почти всегда один: «Замечаний нет… Замечаний нет… Замечаний нет». Как же нет, люди добрые?!
И это не только моя позиция. Например, гендиректор «Альянса строителей Оренбуржья» Андрей Александрович Таушев так резко выступил на Совете по поводу питерского «Объединения строителей Топливно-Энергетического Комплекса» — просто разнес их подчистую! Нет замечаний… Есть замечания, господа, и много!..
— Кстати, Таушев вошел в инициативную группу, с подачи которой было принято так называемое Приложение №2 — обновленный перечень документов, запрашиваемых у СРО для подготовки заключений о возможности исключения сведений или об отсутствии оснований для исключения сведений о СРО из Государственного реестра. Расскажите, для каких целей и при чьем сопротивлении это было принято? А то некоторые наши коллеги уже по этому поводу ненужного ужаса нагнать успели…
— Почему это сделано? Да потому, что все эти проверки проводятся по разным формам, и из-за этого их результаты потом начинают оспариваться и т.д. Вот поэтому мы и решили утвердить критерии оценки той или иной СРО. И уже по ним систематизировать сам процесс проверок. А чтобы придать этому законный характер, легитимизировать, решили эту форму — после ее окончательного утверждения Советом — согласовать с Ростехнадзором, чтобы мнения двух организаций, НОСТРОЙ и Ростехнадзора, не расходились и они действовали в одном направлении.
— Значит, это еще не окончательный вариант?
— Нет, это пока предложение. Оно будет рассмотрено, согласовано с Ростехнадзором и вынесено на следующее заседание Совета НОСТРОЙ.
— А почему такой жесткий спор по этому поводу возник: 13 членов Совета за и целых 10 против?
— А все потому же… Аппарат нам опять говорит: все, что вы предлагаете, не соответствует закону и т.д. и т.п.
— То есть именно аппаратчики были против, а представители региональных СРО — за?
— Именно так. Но нам удалось продавить и это решение.
— Последний вопрос. А если проверить по новым критериям организации тех, кто это дело продавил, в том числе и ваше СРО, все ли будет в порядке — сами-то пройдете проверку?..
— Как в «Семнадцати мгновениях весны» говаривал Мюллер: «Верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе», — и тут же добавлял: «Мне можно…». …
А если серьезно, то радует, что по крайней мере большинство у нас за то, чтобы навести в данной сфере порядок, а не разный бизнес разводить на этом.
— Спасибо за комментарий, Рашит Фаритович! Успехов во всех ваших начинаниях!
Беседу вел Андрей ЧЕРНАКОВ