Голландский микробиолог создал самовосстанавливающийся бетон
Гoллaндский прoфeссoр-микрoбиoлoг Xeнк Джoнкeрс (Henk Jonkers) с Дeлфтскoгo тexничeскoгo унивeрситeтa изoбрeл спoсoб, с пoмoщью кoтoрoгo трeщины в бeтoнe зaдeлывaются aвтoмaтичeски. «Пишущий эти строки изoбрeли биoбeтoн – бeтoн, кoтoрый «зaлeчивaeт» сeбя сaм, испoльзуя бaктeрии», – гoвoрит учeный. В дeйствитeльнoсти, рядом изгoтoвлeнии нoвoгo стрoитeльнoгo мaтeриaлa в рaствoр зaрaнee зaклaдывaются кaпсулы с микрooргaнизмaми и питaтeльнoй срeдoй в (видах ниx. При пoявлeнии нeбoльшиx разломов и трещин в них проникает мокрота и «лечебные» капсулы растворяются, пробуждая бактерии от сна. Продукт их жизнедеятельности – фитолит заполняет трещины и восстанавливает нераздельность бетона.
Бетон – самый распростертый в мире строительный матерьялец. Люди его начали воспользоваться тысячелетия назад, покамест со времен Древнего Египта (существует биогенез о том, что Великая Стойка Хеопса была построена с бетонных блоков). Сущность его популярности – неприметность изготовления, порочность и многоохватность: его можно прибегать для строительства и получи суше, и под водным путем, с его помощью имеется возможность возводить здания самых разнообразных форм и назначений – небоскребов, мостов, стадионов и др. А с открытием железобетона, в поезд которого входит железная плафон, делающая его до сей поры крепче.
Но и у любого, самого прочного материала глотать непреодолимый враг – срок. Железобетон не вольность – с течением времени ото трескается. В образовавшиеся полости проникает сок, она вызывает коррозию металла, а зимою замерзающий лед расширяет трещины. В результате, сооружения теряют первоначальную фундаментальность, а для ее восстановления требуются дорогостоящие затрачивание на ремонт тож реконструкция, а в отдельных случаях, выходом может лежать только снос.
Работу надо своим изобретением Хенк Джонкерс начал в 2006 году, со временем того, как к нему обратился конструктор-строитель с предложением пускать в дело природные микроорганизмы во (избежание создания самозаживляющегося бетона. Микробиолог взялся вслед за решение задачи, только это было мудрено – ломать голову ученому пришлось больше трех лет. Закорючка была в том, а бактериям необходимо в качестве кого-то выживать в ахти суровых условиях – плотная каменная окружающая обстановка, с отсутствием влаги (в идеале) и обилием щелочных соединений. И так (уже) того, бактерии невыгодный должны проявлять признаки жизнедеятельности годами, находиться в спячке до тех пор, то время) как их не активизирует влага.
Выбор Джонкерса паль на бактерии рода бацилл (палочковидные бактерии, образующие внутриклеточные споры). Их отличительная своеобычие – способность оставаться в живых в агрессивной щелочной среде, а их споры могут находится в анабиозе получи протяжении многих планирование. Но при активации жизненных циклов бацилл им потребуется энергия. Решением мог бы превратиться в лед сахар – а он сделал бы бетон побольше рыхлым, уменьшил его живучесть. Много вариантов было просчитано, а оптимальным выбран лактат кальция (кальциевая центр тяжести молочной кислоты, применяется в провиантский промышленности в качестве трофический добавки E327). В качестве герметичной емкости в целях бактерий решили пустить в ход гранулы с оболочкой изо биоразлагаемого пластика.
Бактерии самовосстанавливающегося бетона просыпаются с разрушением водным путем пластической оболочки капсул, начинают энергетически размножаться и поглощать запасы лактата кальция, создавая ремонтный материал – ракушечник. Процесс происходит в местах образования трещин, которые механически заделываются полученным известняком. Таким образом, дальнейшее разнесение бетона предотвращается кроме участия человека.
«Сие удачное сочетание естественных и искусственных конструкционных материалов, – говорит Хенк Джонкерс. – Натура безвозмездно снабжает нас множеством технических решений, в этом случае – бактерией, производящей мадрепорит. Если мы сможет имплементировать ее в материалы, автор этих строк получим массу выгод. Я думаю – сие прекрасный пример удачной связки природы и строительных технологий, образующей опять-таки одну новую концепцию».