Reuters: остался без денег «Газпрома», Туркменистан, смоченной в валютный кризис
Власти Туркменистана ограничили доступ к иностранной валюте для отечественных компаний и физических лиц в ответ на резкое падение экспорта, сообщает агентство Reuters, ссылаясь на туркменских предпринимателей, которые работают за рубежом.
До 2008 года Россия была основным покупателем туркменского природного газа, получаю около 50 млрд. кубических метров природного газа в год. Кризис сократил эти объемы до 10 миллиардов кубометров в год, а в 2015 году — до 4 млрд. кубических метров.
1. января 2016 года «Газпром» в одностороннем порядке разорвала договор о покупке туркменского газа, Ашхабад обвиняя в «умышленном создании условий для прекращения договора». Разрыв контракта стал прецедент в истории российской газовой монополии, всегда настаивавшей на незыблемости долгосрочных контрактов.
В настоящее время в Туркмении не хватает долларов. В случае отсутствия прогресса на переговорах о возобновлении поставок газа в Россию Ашхабад может попытаться сохранить существующие валютные резервы, в том числе и из-за ограничений по продаже валюты.
После 19% девальвации в начале 2015 года. года Центральный банк сохраняет фиксированный курс туркменского маната.
Пункты обмена валют в Туркменистан закрыть еще в декабре прошлого года, юридический обмен валюты производится только в банках. Курс маната по отношению к доллару на черном рынке составляет около 5,5-6,0 за доллар по сравнению с официальным 3,5. В то же время на рынке не хватает валюты в обращении, чтобы удовлетворить спрос.
Физических лиц в местных банках можно купить валюту на сумму, равную месячной зарплате, если представить необходимую помощь. Деньги из-за рубежа, направлены на каналах международных систем переводов Western Union, с июня оплачиваются только в местной валюте, пишет корреспондент агентства в Ашхабад.
Предприниматель, предпочитающий сохранить анонимность, опасаясь преследований со стороны властей, заявил агентству, что валютные операции в 2015 году осуществляются коммерческими банками с различными уровнями доступа к иностранной валюте.
Компании, работающие на приоритетных проектах, таких как строительство газопровода Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия (TAPI), по-прежнему имеют доступ к валюте.
Еще один проект, который Ашхабад не жалея валютных резервов — строительство объектов Азиатских игр — 2017 в закрытых помещениях, престижного спортивного события. Для других целей, доллары и евро не так легко найти.
Другой туркменский предприниматель, пожелавший сохранить анонимность, заявил Reuters, что, стремясь в банке 10 тысяч долларов, получил только 500. Сообщение об ограничении доступа туркменских компаний в валюте ранее не было.
Основным покупателем туркменского газа остается Китай, который получает около 30 миллиардов кубических метров в год, или три четверти от того объема, который приходится на российский рынок в наиболее благоприятный период.
Сколько платит Китай, неизвестно. Если контракт в соответствии с международными стандартами, цена не должна быть связана с ценой на нефть, а, следовательно, будут значительно ниже, чем сумма, которую Туркменистан получил несколько лет назад, предполагает агентство.
Кроме того, Туркменистан — один из участников Южного газового коридора через Турцию в Европу, который находится на дне Каспийского моря планируется построить Транскаспийский газопровод, который соединяет Туркмению с Азербайджаном. По южному газ коридор топливо из прикаспийских государств должен быть в Европу, минуя Россию.